Суперкары – такой же кладезь мифов и фактов, как и обычные автомобили вроде советского ВАЗ-21099. McLaren F1 необычен и своей историей, и многими техническими решениями. Поэтому редкий, штучный и очень дорогой суперкар стал источником для многих вымышленных мифов и настоящих фактов, которые мы сегодня будем отделять друг от друга.

 МИФ 1: ЭТОТ СУПЕРКАР ИЗ ДЕВЯНОСТЫХ БЫЛ ЗАДУМАН ЕЩЕ В ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Компания McLaren ещё в самом начале своего «профессионального пути» задумалась о том, чтобы выпускать не только гоночные болиды, но и автомобили, предназначенные для езды по дорогам общего пользования.

В то время автомобили этой британской марки можно было увидеть исключительно на гоночных трассах

Однако ставший самым молодым пилотом – победителем Гран-при чемпионата «Формулы-1» Брюс Макларен погиб летом 1970 года во время испытаний нового болида канадско-американской серии McLaren M8D.

Брюс Макларен был талантливым гонщиком, но его жизнь трагически оборвалась в 1970-м
Болиды серии М8 предназначались для канадско-американской серии и использовались до 1972 года

Вероятно, из-за этого печального факта «гражданский суперкар» марки McLaren так и не появился бы, если бы не объединение с Project 4 Рона Денниса и талантливый конструктор Гордон Мюррей.

Гордон Мюррей и его детище

Живший в ЮАР выходец из семьи шотландских эмигрантов мечтал о собственном среднемоторном болиде ещё в студенческие годы, но из-за нехватки ресурсов для воплощения проект так и не состоялся. Приехав в Великобританию, чтобы устроиться в Lotus, в итоге Мюррей оказался в Brabham, где позже стал шеф-дизайнером. Отработав на эту компанию почти два десятилетия, он накопил большой опыт по внедрению в большом спорте как удачных, так и не самых эффективных идей вроде вентилятора на днище Brabham BT46, из-за которого уже после одной-единственной гонки FIA была вынуждена запретить подобные «ноу-хау».

Такой «пылесос» осложнял жизнь пилотам других болидов, поэтому от него тут же отказались

Ставший техническим директором команды McLaren в 1987 году, Мюррей не сдаётся. Благодаря ему был создан болид MP4/4 – один из самых успешных гоночных автомобилей, на котором команда смогла выиграть 15 из 16 гонок 1988 года.

McLaren Honda MP4/4 оказался достойным автомобилем для великого Айртона Сенны

При этом Гордон не забывал о своей давней идее, которая как раз в 1988-м нашла отклик и поддержку у директора «Макларен» Рона Денниса. Так в компании McLaren занялись «старой» концепцией, которую несколько лет практически в одни и те же годы вынашивали и Брюс Макларен, и Гордон Мюррей.

МИФ 2: MCLAREN F1 БЫЛ СОЗДАН В ГОНОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ МАРКИ, ГДЕ ПРОЕКТИРОВАЛИ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ ФОРМУЛЫ 1

Громкое имя – это одна из возможных слагаемых рыночного успеха. McLaren F1 получил его задолго до своего появления, однако проект состоялся только после создания отдельного дочернего подразделения McLaren Cars Limited, появившегося в марте 1989 года. Именно этой компании и предстояло создать будущий суперкар. Возглавил «дочку», как нетрудно догадаться, всё тот же Мюррей, у которого на тот момент не было особых ограничений, но существовало чёткое видение идеального гоночного автомобиля для дорог общего пользования. 

К разработке был привлечён дизайнер Питер Стивенс, создавший Lotus Elan и Jaguar XJR-15. Однако к самой команде McLaren история будущего суперкара не имела отношения, а после 1991 года «гоночная звезда» компании стала потихоньку затухать – вплоть до момента установки новых двигателей компании Mercedes. Возможно, это совпадение, но как раз в то время Мюррей занялся новым проектом – первым в истории компании «гражданским» автомобилем.

Конструкция машины отличалась от традиционных спорткаров того времени, но и чисто «формульной» компоновку трёхместного болида не назовешь

Гонщики McLaren на фоне первого автомобиля марки, рассчитанного на «обычную» эксплуатацию

В начале девяностых годов F1 выглядел настоящим пришельцем из будущего – особенно, где-то в городском потоке!

Ведь McLaren F1 был изначально задуман как «обычный» автомобиль (хоть и ценой около миллиона долларов), предназначенный для дорог общего пользования. Что, впрочем, не помешало машине со временем попасть на гоночный трек. Однако из 106 выпущенных автомобилей 65 были дорожными версиями – то есть большинство Макларенов этой модели всё же могли ездить не только по гоночным трассам.

МИФ 3: ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЭТОГО БРИТАНСКОГО СУПЕРКАРА РАЗРАБОТАЛИ НЕМЦЫ

У восьмой серии BMW не было «эмки» – топовый вариант M8 так и остался прототипом, на который обратил внимание Гордон Мюррей. «Максимальным» для баварского спорткупе двигателем был 5,6-литровый мотор S70B56 мощностью 380 л. с., устанавливавшийся на версию 850CSi до 1996 года.  

В итоге на Макларене появилось «чужое сердце» – мотор, созданный на базе S70B50CSI, предназначенного для так и не вышедшей топ-спортивной версии «восьмёрки». В BMW Motorsport объём двигателя увеличили до 6,1 л, а также модернизировали головку блока цилиндров и шатунно-поршневую группу.

Надпись не обманывает – это действительно BMW M Power!

С 12-цилиндрового двигателя для «восьмёрки» удалось выжать 627 л. с. без турбонаддува. Зато необычной оказалась инновация, которую в McLaren применили для охлаждения лёгкого (266 кг) с учётом рабочего объёма и мощности силового агрегата – теплоизоляция моторного отсека из… золотой фольги.

«Золотые» элементы эффектно смотрелись в моторном отсеке машины.

По официальным утверждениям, золото использовалось из-за его наилучших теплоотражающих свойств, однако наверняка этот престижный драгметалл в McLaren применили ещё и для того, чтобы порадовать необычным решением своих потенциальных и очень обеспеченных клиентов.

Рубрики: Блог